Top.Mail.Ru
Услуги и сервис
коммерческие услуги оказывают компании партнеры ЦПО БПЛА

Как используют дроны в транспортной инфраструктуре?

создают карты, мониторят строительство дорог, следят за ПДД и качеством дорожного покрытия
Беспилотники нашли свое место в транспортной инфраструктуре. Они нужны на этапе проектирования и строительства дорог: создают ортофотопланы — карты с привязкой к координатам и 3D-карты, на которые ориентируются инженеры. Дроны мониторят состояние дорожного покрытия, обнаруживают пробки и аварии. Помогают бороться с нарушением ПДД, несанкционированными постройками и свалками у дорог. Подробнее о работе дронов на дорогах расскажем дальше.

Зачем нужны дроны на дорогах?

создание карт, мониторинг строительства и соблюдения ПДД
На дорогах дроны в основном используют для съемок и мониторинга. По видео и фото с беспилотников проектировщики судят о границах участка, где собираются строить новую дорогу. Находят изменения в сравнении с устаревшими документами, определяют особенности рельефа и грунта. В режиме реального времени дроны следят за процессом строительства и ситуацией на дорогах, участвуют в спасательных работах. Полный комплекс работ может выполнить один оператор дрона. В ЦПО БПЛА научат профессионально летать и помогут найти работу в транспортной сфере: каталог курсов.
Использование БПЛА в структуре земельного надзора Москвы (источник фото: dn-nsk.ru)

Проектирование

Дроны помогают на этапе строительства дорог. По снимкам с беспилотников составляют отофотоплан — карту с привязками к координатам, матрицу высот и цифровую модель местности. В сумме получается полноценная 3D-катина, по которой проектировщики делают выводы о состоянии местности. Смотрят на рельеф, наличие водоемов, оврагов или заболоченных мест. Решают, как проложить дороги, чтобы они не развалились через год, и где возвести объекты транспортной инфраструктуры. Съемки с дронов ускоряют и удешевляют геодезические и проектные работы перед постройкой.
Использование дрона для создания топографического плана (источник фото: terra-scan.ru)
Кадастровые документы прошлого века часто расходятся с реальностью. С помощью дронов получают актуальную информацию о размерах и особенностях участка. Инженеры и проектировщики пользуются этими данными, чтобы не наделать ошибок в расчетах. Актуальные снимки показывают, насколько населенные пункты и окрестные леса приблизились к будущей дороге. Данные о рельефе и состоянии участка также помогают выбрать правильные материалы для основания трассы и дорожного покрытия. В заболоченной местности, чтобы дорога «не поплыла», требуется более тщательная подготовка, чем на сухом участке.

Снимки с дрона помогают более точно и правильно вписать новую трассу в сеть уже построенных. Ортофотопланы и карты охватывают большую территорию — проектировщики видят полную картину, и им проще спланировать дорожную ситуацию на участке. Это снижает расходы на каждом этапе строительства — от планирования до открытия транспортного потока по дороге.
Мониторинг дроном при строительстве автомобильных дорог

Контроль строительства

Дроны с воздуха мониторят процесс строительства. Они в реальном времени следят за подрядчиками, чтобы те строго выполняли план. Контролируют технику безопасности, соблюдение технологии и строительных норм. Отслеживают чрезвычайные ситуации, отказ оборудования и отклонения от проекта. Мониторят, чтобы материалы и ресурсы не «утекали» мимо. Дрон фиксирует все нарушения. Позже по этим данным составляют отчетные карточки нарушений, где указывают время и координаты, которые передал дрон, и прикладывают фото или видео.

С помощью дрона создают ортофотопланы каждого этапа строительства. По ним отслеживают прогресс строительства и ищут недочеты и отклонения от плана. Также эти данные используют в судебных спорах с компаний-подрядчиком, если что-то пошло не так. Снимки с дрона дают заказчику и подрядчику полную картину о том, что происходит на объекте. Все службы транспортной инфраструктуры, вовлеченные в проект, могут следить за строительством в режиме реального времени.
Контроль строящегося моста с дрона (источник фото: autodesk.com)

Обновление документации

За последние несколько лет города и коттеджные поселки придвинулись к дорогам. На старых картах нарисован лес, а на самом деле там трехэтажный коттедж и гектар земли за забором. Дроны мониторят населенные пункты вдоль дорог и делают снимки. С их помощью вносят изменения в документы: отмечают новые границы жилых зон, строения вблизи дорог и зоны с особыми условиями использования территории. Эти данные важны при расширении старых дорог и возведении новых развязок.
Облет дроном новых коттеджных поселков для обновления данных в документах (источник фото: gosuslugi.ru)

Мониторинг состояния дорог и прилегающих территорий

Фото и видео с дрона отражают состояние дорожного полотна. По этим данным принимают решение о реконструкции участка дороги или временного ограничения скорости на нем. Также дроны следят за территорией вдоль дороги на расстоянии до 170 метров в обе стороны. В первую очередь они ищут нарушения: не вспахивает ли кто-то землю прямо у дороги или не косит траву, не выкапывает ли грунт или не пилит деревья. Все это может привести к тому, что дорожное полотно «съедет» в кювет.

Дроны также отслеживают незаконные рекламные конструкции и щиты вдоль трасс. Данные отправляют исполнительным властям, а они проверяют — зарегистрирован билборд или нет. Дрон мониторит состояние кюветов и следит, чтобы рядом с дорогой не возводили новые незаконные сооружения.
Мониториг дорожного движения с помощью дрона
Беспилотники облетают до 2000 км и проверяют состояние инфраструктуры, которая обслуживает трассу. Это пункты управления дорожным движением, технические базы, дома служащих автодора, пункты обслуживания мостов, тоннели, технические станции, где происходит ремонт автомобилей. Заправки, мотели, придорожные кафе, остановки тоже относятся к «юрисдикции» дронов. Все остальные здания и сооружения, возведенные нелегально, дрон «сдает» контролирующим органам.

Спасательные работы

Ортофотопланы и 3D-модели местности, которые получили с помощью дронов, используют для спасательных учений. По ним моделируют природные катаклизмы и чрезвычайные ситуации. Заранее составляют примерный план действий. Во время настоящего происшествия план уже есть, но дроны дополнительно вылетают на место массовой аварии или подтопления дороги и в режиме реального времени передают информацию. Спасательные службы оценивают ситуацию, могут предсказать ее развитие и раздать задачи своим группам и отрядам. Дроны продолжают мониторить обстановку во вовремя спасательных работ — по их данным специальные службы понимают, что еще осталось сделать.
Спасательный дрон МЧС России (источник фото: мосергиевское.рф)

Экологический мониторинг

Дроны мониторят трассу и прилегающие территории. По видео и фото обнаруживают сухостой или складирование древесины. Они могут привести к пожару, и важно вовремя отреагировать. Дроны регулярно облетают территории и вовремя замечают проблемы. Также они обнаруживают несанкционированные свалки вдоль дорог и находят места, склонные к заболачиванию. Экологические службы оперативно реагируют и не позволяют ситуации выйти из-под контроля благодаря работе дронов.
Использование БПЛА для обеспечения безопасности на трассах России (источник фото: kolesa.ru)

Безопасность на дороге

ГИБДД и Росгвардия используют дроны, чтобы «ловить» нарушителей на дорогах и следить за безопасностью. Беспилотники курсируют вдоль дорог и вблизи постов ДПС. Они в режиме реального времени передают на пост информацию о нарушениях. Сейчас дроны следят за порядком на дорогах в 17 регионах. Беспилотники летают на участках дорог, где чаще всего происходят аварии и нет камер контроля скорости.

Сейчас дроны мониторят аварии и нарушения скоростного режима, но скоро их полномочия расширятся. Дроны будут отслеживать выезд на встречку, нарушение разметки и следить за пробками на дорогах. На участках, где работают дроны, вешают специальные предупреждающие знаки. Предполагается, что они «пугают» водителей и отбивают у них желание нарушать.
Использование дронов в ДПС (источник фото: zr.ru)
Дроны, по проекту компании «Автодор», должны повысить безопасность на дорогах, мониторить аварии и чрезвычайные ситуации, чтобы спасательные службы могли быстрее на них реагировать. Они оценивают обстановку на трассе, контролируют состояние дорожного полотна, оценивают загруженность дороги, находят машины, остановившиеся не в специальных местах, оценивают погодные условия и прогнозируют риски аварий. Все это повышает безопасность и позволяет оперативнее реагировать в случае чрезвычайных ситуаций.
Мониторинг аварий с помощью дрона (источник фото: smartik.ru)

Безопасность на железной дороге

Компания РЖД тоже взяла дроны на вооружение. Тут функции дронов совпадают с задачами на трассах. Они мониторят состояние железнодорожного полотна, отслеживают чрезвычайные ситуации, обследуют труднодоступные конструкции и собирают данные о местности перед началом строительства.
Дроны только «ворвались» в транспортную инфраструктуру. Дорожники уже поняли, что использование беспилотников упрощает и удешевляет процессы планирования и контроля. Но, как и в других отраслях, здесь не хватает профессиональных пилотов. Для работы в сфере дорожного движения пилот должен уметь профессионально летать на любой высоте, вести фото- и видеосъемку и быстро реагировать на чрезвычайные ситуации. Этим навыкам учат в ЦПО БПЛАтут.
Made on
Tilda